Самоучитель по вождению

Для самообучения Вам необходим автомобиль и человек для подстраховки. Автомобиль может быть любой, но исправный (важно чтоб был ручной тормоз, в некоторых автомобилях стояночный тормоз управляется ногой). Если у Вас есть человек для подстраховки, то его задача остановить автомобиль в случае, если вы не заметите препятствия или вовремя не остановите автомобиль сами. Еще этот человек может зачитывать мои рекомендации и инструкции и контролировать их точность выполнения.


Выбор места для занятий.
Для начального движения вам понадобится длинная прямая дорога минимум 200м, желательно без автомобилей и с двумя площадками для разворота, в начале и в конце радиусом 10-20 метров. Идеально подойдёт загородная дорога или полевая дорога, но с приличным покрытием.

Посадка.

Ручная коробка передач.
Для правильного управления автомобилем очень важно исходное положение тела в кресле водителя и расположение рук и ног. Левая нога должна находиться в упоре с левой стороны (в некоторых автомобилях есть специальная площадка)- поставьте всю ступню на эту площадку. Правую ногу мы располагаем на педали тормоза (средняя педаль), пятка находится под педалью на полу, а носок нажимает на педаль (когда автомобиль заведётся, педаль слегка опустится - не пугаемся) запомните - правая нога в исходном состоянии всегда нажимает на тормоз. Нажатие на педаль тормоза - это первое, что необходимо сделать, когда вы садитесь в автомобиль и последнее, что мы делаем при выходе из автомобиля - отпускаем тормоз. Проверим удобство выжимания педали сцепления. Держа правую ногу на тормозе, отрываем всю ступню левой ноги от упора и носком (обязательно носком - не средней частью ступни) нажимаем до упора левую педаль - педаль сцепления. При этом контролируйте всегда пятку - она ни в коем случае не должна касаться пола, иначе не сможете плавно отпускать педаль сцепления. Выжав до упора педаль сцепления носком левой ноги, мы должны себя чувствовать комфортно (не тянуться и не слишком близко сидеть - угол сгиба в колене минимальный). Если вам не комфортно, то под сиденьем есть рычаг управления перемещением сиденья, поднимите его и измените положение (ближе, либо дальше относительно выжатой педали сцепления). Если сложно, спросите кого-то как это сделать.
Регулируем спинку сиденья.
После того, как мы настроили сиденье по горизонтали необходимо отрегулировать наклон спинки сиденья. Для этого мы упираемся лопатками в спинку, вытягиваем руку и ложем запястье на руль сверху. Правильной посадкой считается, когда при прижатых лопатках запястье или начало ладошки ложится сверху на рулевое колесо. Регулируется наклон спинки сиденья слева внизу рычагом или поворотом большого колёсика в углу сиденья слева. Так же можно сместить руль, при этом все приборы должны быть видны. Руль смещается не во всех автомобилях, а в некоторых и в разных плоскостях. Обычно рычаг разблокировки руля находится под рулевой колонкой.
Руки.
Как ни странно, но поворот руля (правильный) - это самая тяжелая задача на начальной стадии обучения. Положение рук на рулевом колесе называется 9-3 , то есть, если сравнить руль с циферблатом часов, то левая рука находиться в положении 9 часов, а правая - 3 часа. Практически во всех автомобилях в этих местах находится перемычка или спица рулевого колеса, что удобно при поиске положения выровненных колёс. Хват кистей настраиваем следующим образом: соедините в захвате большой и указательный палец, а после этого спустите кисти ниже по рулю на 1-2 см. разъединив пальцы большой и указательный. Кисти и остальные пальцы при этом легко обхватывают руль. Основное усилие приходится на большой, средний и указательный пальцы. Запомните основной секрет правильного руления - РУКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВСЕГДА РАССЛАБЛЕНЫ !!!

 
Ознакомление с органами управления.
 
Слева от руля находится самый важный рычаг – управление включением сигналов поворота. Работают соответственно вращению рулевого колеса. Поворот влево, рычаг – вниз, вправо, рычаг – вверх. Отключаются «поворотники» либо возвратом пальцами левой руки или при возврате руля хотя бы на 25-30 градусов. При включении и отключении поворотников большой палец левой руки с рулевого колеса не снимается. Попробуйте включить и выключить с начала без движения руля затем, когда заведёте автомобиль и в повороте руля(заводить не спешите).  
Справа от руля – рычаг управления стеклоочистителями. С этим рычагом разберётесь попозже, у него несколько положений: однократное протирание, медленное, быстрое и подача воды на лобовое стекло, совместно с 3-мя протираниями. Главное помните, что вы его заденете обязательно, не пугайтесь, просто верните его в исходное положение. На этом рычаге, возможно, будет управление задним стеклоочистителем и подача воды на него, путём несложных манипуляций ознакомьтесь и с его работой.
 
Рычаг переключения передач.
 КПП
Держа правую ногу на тормозе, носком левой ноги выжимаем педаль сцепления до упора и держим её для облегчения работы с рычагом переключения передач. Для изучения работы этого устройства необходимо посмотреть на рычаг сверху. Классическим расположением передач считается (смотреть Рис). Нейтральная передача – рычаг находится чётко посредине между 3-й и 4-й передачей и свободно перемещается по оси в лево и вправо. 1-я передача: притягиваем рычаг к себе, придержать и не отпуская подать вверх(вперёд). Для включения второй передачи необходимо вернуть рычаг в исходное положение, положив руку сверху рычага снять его вниз не повторяя траектории включения, просто вниз и тогда рычаг сам вернётся в нейтральную передачу и станет между 3 и 4-передачей. Итак, сняли с первой передачи и притягивая по нейтральной оси к себе до упора придерживаем и переводим назад (вниз) до упора- это вторая передача. Для включения следующей передачи ладошкой руки сдёргиваем рычаг вперёд и он сам сместиться в нейтральную. Переводим рычаг просто вперёд (или вверх) до упора и это и есть 3-я передача. Снимаем пальцами в нейтральную - вниз (или назад). Переводим рычаг назад до упора, положа руку сверху – это 4-я передача. Снять ладошкой в нейтральную. Отводим рычаг по оси вправо до упора, придерживаем и переводим вперёд (или вверх) до упора – это пятая передача. Затем производим манипуляции в обратном порядке. Снять с 5-й в нейтральную, просто положив руку сверху и подав его назад не повторяя траектории включения. Переводим в 4-ю. Снять в нейтральную. Направляем в 3-ю. Снять в нейтральную. Переводим во 2-ю. Снять в нейтральную. Включаем 1-ю.
Это упражнение делаем пять раз. Затем закрываем глаза и представляем где находится рычаг и воображая или проговаривая очерёдность с закрытыми глазами делаем это упражнение 10 раз. Упражнение – это переключение вперёд с 1 по 5 и назад с 5-й по 1-ю через нейтральную.
Задняя передача включается отводом рычага по оси нейтральной передачи вправо до упора и переводом назад(или вниз) до упора. На некоторых автомобилях задняя передача включается переводом рычага влево (с дополнительным усилием или вдавливанием вниз) и вперёд, левее 1-й передачи.
Таким образом, переключают передачи не все водители, но для обучения это самый лёгкий и доступный для запоминания способ, прошу поверить и переключать через нейтральную. Так же этот способ переключения позволит вам безошибочно управлять рычагом КПП на любом другом автомобиле, минуя эффект привыкания.
 
Ручной или стояночный тормоз.
Классическое расположение этого устройства – между передними сиденьями водителя и пассажира. Управляется или блокируется ручной тормоз поднятием рычага вверх до упора, но без лишних усилий, если рычаг не будет удерживать автомобиль на горке, то можно его дотянуть, при этом будут слышны щелчки. На приборной доске при затянутом или поднятом ручнике загорится соответствующая сигнальная лампочка красного цвета. Для снятия с ручного тормоза необходимо взять его правой рукой и большим пальцем нажать на кнопку в торце рукоятки. Если кнопка не нажимается, то удерживая большим пальцем на нажатие поднять рычаг до срабатывания кнопки, затем держа её нажатой опустить рычаг стояночного тормоза вниз. При этом красная лампочка на щитке приборов погаснет. 
Управление световыми приборами.
Включение габаритных или стояночных огней в разных автомобилях происходит либо поворотом торца рычага включения сигналов указателей поворотов, либо поворотом соответствующего включателя  расположенного в левой части приборной панели автомобиля. Следующий поворот этих же включателей включит ближний свет фар. Переключение между ближним и дальним светом происходит притягиванием  и отталкиванием рычага включения сигналов поворота.
Приборы
Спидометр. Прибор, расположенный перед нами и позволяющий контролировать скорость.
Тахометр. Показывает частоту оборотов двигателя. Значения измеряются от 0 до 6,7,8 и эти значения, умноженные на 1000 оборотов за минуту.
Указатель температуры охлаждающей жидкости. Важный прибор. Температура не должна быть в красной зоне. Иначе происходит перегрев и поломка двигателя.
Указатель уровня топлива, опять же стрелка не должна находиться в красной зоне.
Ознакомление с остальными приборами и контрольными лампами лучше продолжить, прочитав инструкцию по эксплуатации данного автомобиля.
 
Продолжение следует...